Главная » Статьи » Мои статьи | [ Добавить статью ] |
"Кэн-тай-ити-йо" - "оружие и тело едины" - гласит первый принцип боевых
методов ниндзя. Это высказывание имеет гораздо более глубокий смысл,
чем общепринятое понимание типа "Оружие является продолжением тела". В
нин-по тело само по себе является оружием, а оружие как таковое, или
правильнее "орудие" ("нин гу"), является вспомогательным средством для
улучшения действия тех или иных механических движений тела. Наносит ли
ниндзя удар ножом или палкой, бьет кулаком или метает сюрикен - от
этого в его сознании и в его отношении к выполняемым движениям ничего
не меняется: базовые принципы приложения сил, передвижения, уклоны,
баланс и вложение мощи остаются теми же самыми. Отношение к телу как к
оружию предполагает и иные методы тренировки, в отличие от широко
распространенных в карате, тхэквондо и т.д. В нин-дзютсу нет места
отработке ударов по воздуху, подобным способом силы и мощи не развить.
Техника ударов ниндзя (дакентай-дзютсу) с самого начала должна быть
направлена на реальную цель - мешок с песком, жесткую макивара,
деревья, камни и т.п. Подобный тренинг в сочетании с силовыми,
скоростными и растягивающими упражнениями, а также с усвоением основных
принципов работы с партнером дает гораздо лучшие результаты, чем удары,
наносимые в воздух с пугающей гримасой и устрашающим криком. Кроме того, основные правила нанесения ударов в ниндзютсу довольно сильно отличаются от общепринятых принципов других боевых искусств. Во-первых, любой из ударов руками в ниндзя дакентай-дзютсу практически НИКОГДА не приводится от бедра и НИКОГДА (в очень редких случаях) туда не возвращается - этот путь кулака к цели долог и нереален: слишком много открытых мест остается при таком способе нанесения удара. Кулак ниндзя начинает свой путь оттуда и тогда, где и когда это требуется. Никаких лишних движений! Это, прежде всего, экономит силы и время, а также исполнение техники в подобной манере является очень неожиданной для противника и часто приводит к концу поединка. Во-вторых, если это реальный бой не на жизнь, а на смерть, а не спортивный поединок, то и средства, используемые в этом бою, подчинены другим целям: реальному поражению противника, а не получению выигрышных очков. В нин-по нет места эффектной, но не эффективной технике - в смертельной драке позировать не стоит. Кроме того, ЛЮБОЙ удар должен быть направлен против реальной области поражения, а не чисто абстрактной типа "удара в средний уровень". Отсюда вытекает необходимость хорошего усвоения анатомически жизненно важных точек на теле человека, а также преобладание ударных положений руки с более малой ударной площадью (шиканкэн, босикэн и т.п.) в противоположность удару обычным кулаком (фудокэн), что дает гораздо более мощный импульс от удара в точке соприкосновения с телом противника. В-третьих, в ниндзютсу никогда не бьют противника только рукой или ногой - в движении используется все тело. Хотя об этом немало говорят в других "боевых" искусствах", однако очень редко можно увидеть того, кто бы правильно владел и пользовался этим принципом. Для примера рассмотрим выполнение классического для многих восточных единоборств "проникающего тычка кулаком с шагом одноименной ноги" ("ои-цуки" в карате). Как же чаще всего описывают (и выполняют) это движение? Оно состоит из шага одноименной с ударной рукой ноги, возвратного движения другой руки (хикитэ) и ввинчивания бьющего кулака (нэндзири). Основными правилами выполнения является жесткая постановка стоп с выпрямленной задней ногой (пятка ни в коем случае не должна отрываться от пола!), движение бедер, прямое положение корпуса и плеч и одновременность контакта с целью постановки стопы передней (шагающей) ноги на землю (или кулак бьет даже после шага!). Кроме того, обязательно присутствует полное напряжение всего тела в момет касания и резкий выдох животом хара). Ниндзютсу не приемлет подобный метод нанесения ударов. Жесткая фиксация стоп, бедер и плеч не дает бойцу использовать весь физический потенциал тела, а нога, ставящаяся на землю раньше или одновременно с ударом, не дает возможности послать всю массу тела в удар. В ниндзютсу бедра и плечи практически никогда не фиксируются, а сам момент удара происходит на долю секунды раньше, чем нога, движущаяся с ударом, твердо станет на землю. Это позволяет соединить все тело, заднюю ногу и бьющую конечность в единый вектор силы, который продолжает движение вперед еще мгновение после контакта с целью. Этим ударом можно не только отбросить противника на несколько метров, но и, резко убрав бьющую руку, создать такую мощную ударную волну, которая может привести к серьезным внутренним повреждениям - переломам костей, разрывам внутренних органов и т.д. - безо всяких видимых физических усилий. Это касается всех без исключения ударов - как руками, так и ногами. Подобные различия присутствуют и в технике защиты. Ниндзютсу не приемлет какого-либо одного метода, например только блоков или подставок. Лишь комплексная защите» состоящая из всех видов действий - уклонов, нырков, блоков парирований, стоп-ударов, опережающих ударов и др. может обеспечить действенную оборону с широким спектром вариативности последующих действий. Принцип "ДО-АЙ" -принцип защиты ниндзя, учит тому, чтобы парирование и контрудар сливались в ОДНО действие. До-ай на высшем уровне - это предвосхищение действий противника и опережающая атака. Кроме того, в нин-по различия между жестким блоком и атакующим ударом практически нет - просто в данном случае удар направлен на цель, расположенную на конечности соперника. Такая техника получила название "УКЭ - КИМЭ - ИТИ - ЙО" - "Блок и удар единое целое". В нин-по нет места застывшим движениям типа "агэ-укэ" в карате, которые больше раскрывают, чем защищают или глухой защиты путем подставки перчаток в боксе - подобные методы работают только в рамках того стиля, который их практикует и в реальном бою принесут больше вреда, чем пользы. Только мгновенная, четко скоординированная естественная техника может отвести угрозу поражения от ниндзя. Как уже отмечалось, методы тренировки в боевых методах ниндзя отличаются от общепринятых. Прежде всего это касается того, что в ниндзютсу нет ката, по крайней мере, в том смысле, который любой приверженец восточных единоборств вкладывает в это слово, то есть некоего набора технических действий, скомпонованных по определенной схеме ведения поединка с одним или несколькими противниками. Тренируясь в ката, ученик через определенный промежуток времени начинает действовать, запрограммированный этими формами, и его сознание уже не выходит за их рамки. Таким образом, система начинает довлеть над человеком, заставляя его работать в той самой манере, которая зафиксирована в ката данной школы. Такой метод неприемлем для ниндзя, так как не позволяет раскрыть во всей полноте все духовные и физические способности человека. Как метод активной Дзен - медитации ката, конечно, подходят, но для тренировки эффективной системы выживания и самозащиты они не годятся. В ниндзютсу отдают предпочтение методу "ВАДЗА", то есть "Действие, прием", в противоположность "КАТА" - "Форма". Даже эти слова, обозначающие общие принципы, уже говорят о многом. Если в "ката" упор делается на "форму", то есть выполнение движения должно соответствовать каким-либо правилам и принципам, часто очень несущественным и устаревшим, то в "вадза" все зависит от эффективности этого движения в каждом конкретном случае, то есть как оно работает на того, кто его выполняет. Ученику предлагаются наиболее рациональные принципы и методы выполнения того или иного движения, а наиболее эффективную форму исполнения, работающую на него, а не на систему по принципу "так должно быть", ему предлагается найти самому в процессе поиска и тренировки. Такой метод более долог по сравнению с "ката", однако результаты, полученные при этом, значительно выше и не теряются со временем, так как основаны на естественных движениях этого ученика, а не умершего два-три столетия назад мастера. Поэтому в ниндзютсу нельзя сказать, что тот или иной прием выполняется именно так и никак иначе, поскольку все зависит от личных качеств и способностей ученика. Система, предлагающая рациональный, экономичный и эффективный подход к выполнению приемов, работает на человека, который использует ее как инструмент для максимального раскрытия своих возможностей. Ката в ниндзютсу являются "формой" некоего определенного душевного состояния, психологического настроя, из которого вытекают физические движения ниндзя. Они также являются лишь принципом, а не программой физических движений и касаются скорее тактического взаимодействия с противником, чем технической стороны дела - чем и когда в каждой конкретной ситуации бить, куда поворачиваться и т.д., что присуще всем "формальным упражнениям" дальневосточных боевых искусств. Существуют также учебные ката, объединяющие в себе группы приемов, сходных по смыслу и выполнению (кайтэн-но ката, камаэ - но ката и др.), а также выполняемых из определенной позиции (дзюмондзи-но ката, хичо-но ката), но они не имеют определенной расшифровки ведения поединка, а лишь облегчают процесс запоминания и совершенствования ученика в его изысканиях и доведении движений до автоматизма. Такой метод тренировки допускается лишь на ранней стадии обучения, когда в сознании ученика происходит смена стереотипов мышления в сторону рациональности, экономичности и эффективности движений. Эти ката - как гаммы в музыке, они создают прочный фундамент для того, кто в последствии будет исполнять любые мелодии и импровизации. Изучение любого приема или движения в ниндзютсу можно условно разбить на четыре этапа.
Первая фаза - это фаза "ПРИВЫКАНИЯ К ОРУЖИЮ". Подобно тому, как
человек, приобретая меч, наполовину вытягивает его из ножен, пробуя
остроту клинка, взвешивает его в руке и делает несколько махов,
свистящих в воздухе, так и к любому движению ниндзя должен вначале
приноровиться, сделать его своим. На этом этапе изучения, например,
удара кулаком, ученик привыкает правильно и естественно для него
сжимать кулак, овладевает траекторией и т.д.; основная цель - добиться
естественности и раскованности в движении. | |
Просмотров: 3966 | Рейтинг: 2.5/4 |
Всего комментариев: 0 | |